7 образов петрушки, обновление
Русский трикстер, носитель народной смекалки, лукавый мистификатор, выходивший невредимым из любых передряг, Петрушка всегда отражал время, поэтому за свою историю поменял много обликов. Однако под пестрым нарядом шута скрыто любящее и страдающее сердце…
Петрушка — фольклорный персонаж, непременный участник уличных представлений. «Водить» его могли только мужчины («петрушечники»). Голос кукла приобретала с помощью особого приспособления — «пищика», или «говорка». У Петрушки есть и полное имя — Петр Иванович Уксусов. Также его называли «Самоваровым» или «Ванькой Рататуем». Дерзкие высказывания, пошловатые шуточки, остроумные реплики — все сходило Петрушке с рук, ведь он кукла, а что с нее взять? Его устами говорил сам народ, критикуя и выказывая недовольство властью или духовенством. Историй о похождениях Петрушки довольно много. Завязка могла начинаться с того, что Петрушка хотел купить лошадь или жениться. По ходу действия он встречал множество персонажей: от цыган, до квартальных и духовенства, которых наш герой либо огревал своей дубинкой, либо убивал. Неизменным оставалась встреча Петрушки со Смертью. И тогда кукла обращалась к толпе, прося о помощи. Если зрителям представление нравилось, то они бросали деньги актерам, тем самым спасая Петрушку и требуя продолжения представления.
Как ни странно, Петрушка не исконно русский персонаж кукольного театра. Его первообразы можно найти в разных странах. В Италии — это Пульчинелла, Германии — Каспер, или Гансвут, во Франции — Полишинель, в Англии — мистер Панч, Турции — Карагёз, Венгрии — витязь Ласло, Индии — Видушака. Поэтому и одежда у Петрушки иноземная: красный колпак с кисточкой, такая же красная рубаха, плащ и холщевые штаны. Да и внешность куклы нельзя назвать славянской. Считается, что именно от итальянского Пуличинеллы (в переводе означает «петушок») она получила такой необычный облик: большие миндалевидные глаза, огромный нос с горбинкой, преувеличенно большие руки и голова, горб на спине. Даже само лицо было темным, а глаза — черными. Широко раскрытый рот отнюдь не улыбка, это настоящий оскал, ведь Петрушка изначально не был положительным героем. Ко всему прочему на руках у него имелось всего по четыре пальца, что, возможно, намекало на темную сущность.
Со временем Петрушка перестал быть лишь уличным артистом. Его все чаще приглашают в господские дома, где наш герой утрачивает свою остроту. Он уже не убивает, а лишь разгоняет своих врагов. Его речь престает быть простонародной, ведь в качестве «петрушечника» теперь выступает не уличный, а салонный актер. Сцена украшается пышными драпировками, а сами участники переодеваются в атлас и блестящую мишуру, что превращает представление в парадное, театральное. Петрушка становится участником детских утренников, тем самым превращаясь в детский персонаж. Более того, из-за театральности сцены наш герой из перчаточной куклы трансформируется в марионетку и теперь нередко выступает именно в таком виде.
У кукольного Петрушки есть реальный прототип. Таковым принято считать любимого шута императрицы Анны Иоанновны Пьетро-Мира Педрилло. Он был сыном итальянского скульптора, а в Россию, ко двору правительницы приехал в качестве музыканта. Остроумие помогло ему приблизиться к окружению императрицы, а затем стать придворным шутом. У него было много кличек: «Адамка», «Антонио», наконец, «Петрушка». Последнее имя и закрепилось во всех кукольных балаганах.
Реанимировать образ Петрушки взялся Самуил Маршак. В 1922 году в его сборнике пьес появляется кукольная комедия «Петрушка», а через пять лет выходит пьеса «Петрушка-иностранец». Хоть Маршак и окончательно закрепил образ Петрушки как детский, но зато восстановил традицию попаданий куклы в нелепые истории. А главное, Петрушка вновь становится обличителем времени, бесстрашным красноречивым героем, бросающим вызов судьбе. Неизменным в сюжете осталось и то, что он то и дело обращается к зрителю-читателю за помощью или советом.
Балет «Петрушка» порой отождествляют эмблемой Русских сезонов, а для своих создателей он стал некой исторической вехой. Для Стравинского он обозначил подъем в авангарде современной музыки, для Бенуа - явился одной из центральных работ, для Михаила Фокина - послужил вершиной творчества, а для Вацлава Нижинского, возможно, стал олицетворением самого себя. Наверное, в балете «Петрушка» трагический образ куклы раскрылся в полной мере. Сюжет напоминает прошлые похождения уличного Петрушки. В балете впервые возникает линия зависимости Петрушки от своего создателя, Фокусника. Кукла восстает против него. Петрушка уже не обращается за помощью к публике, а возрождается в роли мстителя. Воскресший, он грозит кулаком Фокуснику и издает насмешливый вопль. Вечный неудачник Петрушка, как и всегда, будет отстаивать свои права и доказывать, что в груди жалкой куклы, невзрачного шута бьется человеческое сердце.
В советское время кукла сходит со сцены, становится героем литературных пьес. Теперь Петрушка, утратив фривольность сюжетов, агитирует за санитарную гигиену, либо участвует в сборе утильсырья. Единственное, что осталось от прежнего Петрушки — обличительство. Он выявляет и осуждает лодырей и пьяниц, объясняет читателю нормы общественного поведения. Меняется и облик куклы. Красный камзол превращается в косоворотку или гимнастерку, на голове появляется кепка, фуражка или «буденовка». Даже некогда длинный горбатый нос постепенно укоротился и стал сначала курносым, а после и вовсе обычным.
Источник: http://st-diesel.ru