Коренное население Корякии делится на две группы: чавчувены, или тундровые коряки, и нымыланы, коряки береговые. Существует также семь небольших подгрупп.
Коряки (нымыланы, чавчувены, алюторцы) — народ, представляющий коренное население Корякии (бывшего Корякского автономного округа) на северо-востоке Российской Федерации на территории Камчатского края. Кроме Камчатки, коряки компактно проживают в Чукотском автономном округе и Магаданской области (Северо-Эвенский район).Общая численность — около 9 тыс. чел. (8743 чел. по данным переписи 2002 года в РФ, в том числе 7,3 тыс. чел. — в Камчатском крае).Говорят в основном по-русски, около 2 тыс. чел. сохраняет корякский язык, около 1 тыс. — алюторский язык. Письменность на русской основе.В отношении религии среди коряков распространено христианство (русское православие), однако остаются сильны традиционные верования (шаманизм).
По роду занятий и образу жизни традиционно коряки делятся на тундровых и береговых. Каждая группа говорила на своём языке включала несколько более мелких территориальных групп:• тундровые коряки (кочевые, чавчувены, самоназвание чавчыв, чавчывав — оленевод) — кочевые жители внутренней тундры, занимающиеся разведением оленей. Исконный язык — собственно корякский. Включают:1. каменцы (побережье Пенжинской губы)2. паренцы (река Парень на северо-востоке полуострова Тайгонос)3. итканцы (сёла Верхняя, Средняя и Нижняя Иткана на востоке полуострова Тайгонос)4. апукинцы (низовья реки Апука)• береговые коряки (оседлые; нымыланы, самоназвание нымылъын, нымылъу) — оседлые жители побережий, занимающиеся морским рыбным промыслом. Исконный язык — алюторский, поэтому всю группу также иногда называют алюторцами. Включают:1. паланцы (северо-западное побережье Камчатки между сёлами Усть-Воямполка и Лесная)2. карагинцы (побережье Карагинского залива между сёлами Ука и Тымлат)3. алюторцы (северо-восточное побережье Камчатки между сёлами Тымлат и Олюторка)
Оленеводство коряков-чавчувенов является крупностадным и по организации и продуктивной направленности соответствует самодийскому. Региональные отличия фиксируются в менее протяженных маршрутах сезонных перекочевок, летнем выпасе в горах и разделении стойбища, отсутствии пастушеской собаки. Для олюторцев характерна меньшая обеспеченность хозяйств оленями и кооперация малооленных хозяйств, больший удельный вес промыслов. Для коряков-оленеводов был характерен высокоспециализированный олений транспорт,Основу хозяйства оседлых коряков составляло рыболовство (карагинцы, олюторцы, паланцы), морской зверобойный промысел (пенжинцы, апукинцы). В начале XX в. охотой на морских животных занимались 63 % хозяйств коряков. В отличие от пушной охоты, которая до прихода русских большого значения не имела, коряки охотились на медведя, горного барана, диких оленей. Особенностью культуры оседлых коряков было упряжное собаководство, более разнообразные средства передвижения по воде, имеющие много общего с чукотскими и эскимосскими.